КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote in interesnoe_kino,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill
interesnoe_kino

"Выживут только любовники" (Джим Джармуш, 2013)

Сделаю себе подарок на день рождения, и напишу не просто о «Любовниках», а о Джиме Джармуше, начиная с «Мертвеца». У этого удивительного режиссера фильмы перетекают один в другой вместе с актерами. И далеко не в первый раз Джармуш выпускает шедевр, вызывающий оторопь у зрителей и панику у кинопрокатчиков.

Так вот, 20 лет назад, когда Джармушу в первый раз надоело шутить и подшучивать над эмигрантами, таксистами, музыкантами, Элвисом Пресли и городом Кливленд (штат Огайо), он снял свою классику «Мертвец». Американские кинотеатры год не решались принять к показу черно-белый псевдовестерн со скорее мертвым, чем живым главным героем — кемосабе по имени Уильям Блейк (одна из лучших ролей Джонни Деппа), намертво склеенным с другим главным героем — индейцем по имени Никто (натуральный индеец Гэри Фармер, похожий на кого угодно, только не на индейца), которые не спеша пробираются (это еще и псевдороуд-муви, как и почти все фильмы Джармуша) из насквозь отравленного миазмами цивилизации белого американского Востока на чистый индейский Запад.

Мертвец_1

«По возможности никогда не путешествуйте с мертвецами». Единственным достойным живым героем фильма, носителем этических идеалов и культурных ценностей, оказывается смешной толстый индеец, которого очень хочется назвать Тонто. Из белых симпатичны только мертвый бухгалтер, путешествующий навстречу окончательному просветлению и умиротворению, да мертвая шлюха, которая, к сожалению, никуда не путешествует, и поэтому в основном действии не участвует. Носитель имени Уильяма Блейка впервые слышит о поэзии Уильяма Блейка от краснокожего дикаря.

Казалось бы, приговор, вынесенный «Мертвецом» современной цивилизации, читался громко и четко — но только для тех, кто имел уши. Чтобы как-то растолковать свои идеи широкой публике, Джармушу пришлось сделать шаг назад и снять цветную псевдогангстерскую драму с более четко выраженным сюжетом — «Пес-призрак: путь самурая». Сам Мелвиль не смог бы произвести на свет более явный оммаж своему «Самураю». Правда, самурая играет толстяк Уитакер, больше похожий на кондитера — зато в фильме есть подтянутый продавец мороженого с лицом наемного убийцы (Исаак де Банколе, один из любимых актеров Джармуша).

69a37077508d3c12a929873a64552f82

Только спустя десять лет после «Пса-призрака» (и после «Кофе и сигарет» и «Сломанных цветов», с восторгом принятых как фанатами «Таинственного поезда» и «Ночи на Земле», так и неофитами) Джармуш решился вернуться к серьезным идеям — в псевдотриллере «Пределы контроля». Наемного убийцу, которого на этот раз играет именно де Банколе, инструктируют музыканты, профессорша и блондинка-киновед (одно из дивных джармушевских перевоплощений Тильды Суинтон). Он собирает информацию в музеях, спит с обнаженной с картины, проникает сквозь стены силой воображения. Его задание — американец (Мюррей), который чеканит: «Ваша музыка, фильмы, наука... Богема на галлюциногенах, вы отравлены всем этим дерьмом, которое не имеет ничего общего с реальным миром!»

l-the-limits-of-control-24ba9ead

Результат был шоком для всех — «Пределов контроля» не понял никто. История повторяется — Джармуш опять вынужден сделать шаг назад, и он снимает «Выживут только любовники».

Untitled

На сей раз это псевдовампирская драма. Чтобы не оставлять неясностей в мифологии, герои — очень старые люди, выглядящие существенно моложе своих лет благодаря кровяной диете первой группы с отрицательным резусом — поначалу общаются длинными репликами, нарочито обнажающими прием, такими как: «А помнишь, как четыреста лет назад ты отдал Шекспиру все, что ты написал, вроде этого: «А если я неправ, и лжет мой стих, то нет любви и нет стихов моих»?»

Untitled_

Обычно Джармуш относится к зрителю с неким снисхождением, и вовремя подсовывает ему какую-нибудь «диковинку» — Бениньи с блокнотом, Бушеми с трясущимися коленками, двоих Кейт Бланшетт или Тильду Суинтон в очередном неописуемом парике. На этот раз роль гостевого комика играет Миа Васиковска в коротком платье — очень смешно, пока зрителю вместе с героями не захочется застрелить ее деревянной пулей.

Осталось понять, кто тут мертв. Но тысячелетние люди, впитавшие в себя десятки языков, все культурное наследие и все научные знания мира, не могут быть мертвы. Другое дело — живущие меньше ста лет, дерущиеся из-за нефти, готовые продать все что угодно за пачку денег — их и людьми-то называть не хочется, настоящие люди называют их (нас) зомби. Да право, есть ли хоть одно оправданию смертному человечеству, и хоть одна причина, по которой его не стоило бы уничтожить как можно скорее, если бы оно не было источником (крайне ненадежным) крови первой группы?

А Тильда Суинтон на своем шестом десятке действительно выглядит ровесницей тридцатилетнего Тома Хидлстона.



Tags: Билл Мюррей, Вне закона, Выживут только любовники, Гэри Фармер, Джим Джармуш, Джон Херт, Джонни Депп, Исаак Де Банколе, Кейт Бланшетт, Кофе и сигареты, Мертвец, Миа Васиковска, Ночь на Земле, Пес-призрак: путь самурая, Пределы контроля, Роберто Бениньи, Сломанные цветы, Стив Бушеми, Таинственный поезд, Тильда Суинтон, Том Хидлстон, Форест Уитакер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments