КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК (kamill) wrote in interesnoe_kino,
КИНО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
kamill
interesnoe_kino

"Под электрическими облаками" (Алексей Герман-младший, 2015)

Девяносто лет назад великий Фридрих Вильгельм Мурнау (тот самый, у которого недавно украли голову) снял фильм «Последний человек». В финале первоначального варианта сценария Карла Майера главный герой — этот немецкий Акакий Акакиевич, лишенный и шинели, и должности — одиноко умирал от горя в мужском туалете шикарной гостиницы.

Действие удивительной картины Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» происходит в 2017 году, то есть как бы в столетие русской революции — но это опять фильм о «последнем человеке» (или «о лишних людях», если следовать версии закадрового голоса).

kinopoisk_ru-Pod-elektricheskim-oblakom-2052623

И это невероятно красивое и пронзительное произведение. Бессмысленно спорить с тем, что фильм делает операторская работа — еще бы она его не делала. Всю эту тоску человека, который хочет в будущее, но безнадежно застрял в прошлом, нельзя было бы полностью выразить без невероятного закатного света, который делает из обычного урбанистического пейзажа морозный недостроенный Вавилон, в котором бродят не понимающие друг друга люди. Закадровый голос говорит о 2017 годе — и ирреальные краски, которые показывает камера Евгения Привина, десятикратно усиливают ощущение безвременья.

kinopoisk_ru-Pod-elektricheskim-oblakom-2575838

Замечательно, как Герман-младший использует символы из разных времен и искусств, выстраивая их в ассоциативные ряды. Умирающий конь — живые кони из музея — красный конь Петрова-Водкина (в тексте) — железные «кони» толкиенистов (мопеды) — игрушечный конь — модернистская скульптура коня. Недостроенный небоскреб — это и Вавилон, и феллиниевская декорация из «Восьми с половиной». Сном и явью Герман-младший тоже играет, как Феллини. И смыслами играет. Современная девушка-эльф не знает, когда умер Ленин. Она «в курсе» насчет Солженицына, но не верит в сталинские репрессии — даром, что живет в музее.

kinopoisk_ru-Pod-elektricheskim-oblakom-2575825

Но главное — это те самые лишние люди. Лишним человеком — и если вы забыли об этом, то Герман-младший напомнит — может стать любой. Одинокий мигрант, не знающий языка. Директор музея пенсионного возраста. Несчастный бродяга-наркоман. Модный архитектор — хотя казалось бы. А искусствовед, полиглот, кандидат наук, без пяти минут доктор? А наследница строительного холдинга?

kinopoisk_ru-Pod-elektricheskim-oblakom-2575837

Мурнау студия велела закончить кино хеппи-эндом — и он доснял «Последнему человеку» финал, нелепый, противоречащий правилам драматургии, но зато прикольный — о том, как «последний человек» стал первым, и что из этого вышло. В американском прокате фильм даже назвали The Last Laugh, то есть как бы «Хорошо смеется тот...» Герману никто ничего не велел — но он, как ни странно, немного оптимист. Почему-то он верит в то, что рядом с лишним человеком может оказаться кто-то, кто подскажет четыре слова по-русски. Плюнет на диссертацию и скажет: «Я с вами». Возьмет за руку и поведет к новой жизни.

А если рядом не окажется никого, лишний человек сам возьмет себя в руки и... возьмет все в свои руки.

Глупости, не возьмет, конечно.

kinopoisk_ru-Pod-elektricheskim-oblakom-2575827

А вдруг?



Tags: Герман Алексей Алексеевич, Под электрическими облаками
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment